Спиральная динамика – это теория описывающая уровни развития личности человека и руководителя, команды и организации.
Это естественное, природное, логичное движение снизу вверх, открывающее путь к развитию в новый мир ценностей, другого мышления, способов достижения целей и коммуникаций.
Основоположником теории спиральной динамики является доктор психологии и профессор К. Грейвз. Согласно его суждениям, вся жизнь человечества развивается по спиральному направлению. Это означает, что движение происходит вверх по спирали, но при этом все предыдущие стадии не отбрасываются, а накапливаются и могут вновь пробудиться в зависимости от возникающих внутренних потребностей или воздействия внешних факторов.
Эти спирали являются некими адаптациями и способностями, которые, появившись однажды, и в дальнейшем могут переходить в активный режим. В качестве примера можно привести активацию инстинкта выживания в опасной и чрезвычайной ситуации.
Также стоит отметить, что спираль представляется состоящей из разнообразных смесей, что предполагает отсутствие чистых типов. В результате происходит образование гибридов, мозаик и сеток. Кроме того, различные жизненные аспекты могут располагаться на разных ценностных уровнях. В свою очередь, ценностный уровень является отражением мировоззрения и взглядов на окружающий мир, а также определенных действий, которые направляются на удовлетворение тех или иных нужд.
ЗАКАЗАТЬ ТРЕНИНГ «СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ НА САЙТЕ.
Изначально было представлено семь уровней, относящихся к первому порядку по теории Спиральной динамики. Позже было выдвинуто дополнение в виде еще двух уровней, относящихся ко второму порядку.
Бежевый уровень – безопасность и выживание.
Первый уровень предполагает фокусировку человека только на средствах, необходимых для выживания. Если рассматривать данный уровень с точки зрения формирования организации, то это будет стартап. У основателя компании имеется идея по ее созданию, и он всецело охвачен ею. Следовательно, все его действия направляются на выживание, достижение точки безубыточности. После того, как учредитель научился в определенной степени выживать самостоятельно, у него начинают возникать мысли об объединении с другими людьми. Это можно считать началом следующего уровня.
Фиолетовый уровень – создание команды
Его ассоциируют с поиском способа выживания в опасном и непредсказуемом мире. При доминировании данной системы ценностей люди стараются создавать закрытые группы в своем обществе или организации. Как правило, при принятии решения о найме на работу нового сотрудника большинство руководителей отдает предпочтение выбору знакомых, родственников и т.д. Это основано, прежде всего, на страхе выживания в одиночку, поэтому отдается предпочтение людям, с которыми имеется кровная или дружеская связь.
Люди, у которых превалирует именно этот тип мышления, привержены традициям, привычкам, ритуалам. Они верят картам Таро и астрологическим прогнозам, используя это для принятия решений. В компаниях, работающих по такому принципу, очень развит культ вождя, чей авторитет непоколебим. Сотрудникам такой компании намного легче функционировать вместе и сообща.
Красный уровень — результативность
После того, как компания на фиолетовом уровне достигла более-менее стабильного положения, у нее возникает желание сместить конкурентов на рынке и занять более выгодное положение. Мышление сотрудников на данном этапе также меняется: у них появляются амбициозные цели, жажда к деньгам и власти.
При доминировании именно этого уровня компания добивается высоких результатов, зарабатывает большую прибыль, завоевывает новые рынки. Что же касается изменений в поведении сотрудников, то они становятся менее щепетильными, теряется чувство вины, преобладает желание властвовать над другими. Часто в этот период в компаниях возникают жесткие кулуарные игры, внутрикомандная конкуренция, манипуляции. Делается все для того, чтобы компания превратилась в империю в своем сегменте.
Синий уровень – процессы и KPI
Данный уровень активизируется в тот момент, когда собственник осознает всю ответственность за управление компанией. Этот уровень ассоциируется с дисциплиной, соблюдением законов, установлением четкого внутрикорпоративного порядка. Для определения стандартов деятельности в компанию приглашаются сторонние специалисты и консультанты.
Согласно некоторым статистическим данным, именно на синем уровне сегодня функционирует большинство компаний в нашей стране. Можно сказать, что на этом уровне доминирует абсолютистский тип мышления, что означает подчинение только одной правде. В компании определяется четкая иерархия, создается свод законов и правил, которым все должны следовать беспрекословно, все подчиняется исключительно интересам компании.
Оранжевый уровень – управление и эффективность
После того, как компания вобрала в себя лучших работников, сформировала свои правила и законы, научилась делать хорошую прибыль, начинается формирование пути к успеху. На оранжевом уровне просыпается желание прогресса и повышения эффективности. Именно в этом периоде компания приобретает настоящие предпринимательские качества. У сотрудников формируются навыки виденья новых возможностей и способов достижения новых результатов. Приобретается умение быть эффективными. У сотрудников повышается индивидуальная мотивированность, они привыкают быть первыми, повышается ориентированность на развитие личной карьеры и роста. Приоритетным становится получение большего материального вознаграждения. Процесс управления такими сотрудниками усложняется и сделать это будет под силу уже руководителю более высокого уровня.
Зеленый уровень – ценности и единая команда
Данный уровень спирали развития определяется как уровень ценностей. В этот период компания становится по-настоящему аутентичной, формируется ее главная миссия. Это означает, что у всех сотрудников компании появляется четкое осознание того, ради чего они осуществляют свою деятельность.
Формируется перечень ценностей, ради которых компания существует и ради которых ее сотрудники ежедневно приступают к выполнению своих обязанностей. У человека (сотрудника или руководителя) проявляется социальная ориентированность, он ищет согласие не только со своим внутренним «Я», но и с другими людьми. В большей степени проявляются внутренние возможности, обновляется гармония и духовность, возникает осознание социального равенства в единении с самореализацией. Довольно часто этот уровень путают с фиолетовым. По утверждению авторов теории, перепрыгнуть на зеленый уровень невозможно без поэтапного прохождения всех предыдущих шагов.
Зеленый этап в становлении компании характеризуется возникающим противостоянием иерархии и выстроенной структуре. Закладываются основы горизонтальных связей и группового взаимодействия. Именно на этом этапе можно применять такие понятия как «команда» и «единомышленники». Главный акцент делается на построение эффективных взаимоотношений и диалога. Любые решения принимаются только путем достижения общего соглашения. Главным для такой компании становится понятие «Мы». В качестве наиболее яркого примера компании, работающей на зеленом уровне, можно привести «Google».
На зеленом уровне заканчивается первый порядок мышления спирали, главной характеристикой которого является фокусировка на приоритетности достижения личностного уровня. При этом, ниже или вышестоящие уровни игнорируются или осуждаются.
Бирюзовый уровень — самоуправление
Организации, перешедшие на бирюзовый уровень, вобрали в себя все лучшее из оранжевого и зеленого уровня. Так, от оранжевого уровня осталось желание вести конкуренцию с другими компаниями, от зеленого – желание работать единой командой. Руководителю и работникам такой компании присуще системное мышление, они стремятся к балансу между потребностями окружающих и личными желаниями.
В качестве ключевых аспектов для них выступают опыт и знания. Они стараются находить возможности для обучения в любом месте. Как правило, сотрудники такой компании отличаются высокой эрудицией, они способны выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми. И при этом они не нуждаются во внешнем оценивании, они самодостаточны и эмоционально независимы.
Людям с бирюзовым типом мышления присуща возможность рассматривать ситуацию с разных точек зрения, благодаря этому, они могут легко решать различные конфликтные и спорные ситуации, в том числе и на предыдущих уровнях. Другими словами, они могут как опускаться, так и подниматься на любой из уровней мышления первого порядка для того, чтобы найти и применить наиболее оптимальный подход в каждой конкретной ситуации.
Характерным для бирюзовых компаний является применение внутреннего консультирования, в котором должен принимать участие весь коллектив. Роль руководителя в таких компаниях отождествляется скорее с ролью наставника, а не контролирующего тирана. Процесс функционирования можно назвать контролируемым самоуправлением. При этом каждый сотрудник четко осознает свои обязанности и ответственность, что и позволяет компании осуществлять свою деятельность на принципах эффективного самоуправления.
Таким образом, именно самоуправление можно считать главной отличительной особенностью организаций будущего.
Выводы
Каждой организации и ее руководству необходимо осознать, на каком уровне они находятся и какой уровень необходимо считать приоритетным для дальнейшего движения и развития. С помощью Спиральной динамики можно определить имеющийся уровень и определить дальнейший вектор движения.
В условиях постоянно меняющегося мира и условий конкуренции для каждой организации особую важность приобретает расширение собственных возможностей и инструментов для достижения целей.
Главное не останавливаться на достигнутом уровне и продолжать искать возможности перехода на новый этап в развитии. Данную теорию можно рассматривать как практический инструмент для создания высокоэффективных организаций, для построения долгосрочных планов в условиях нестабильности, для получения новых идей и смысла деятельности.
Применять знания теории можно в самых различных областях, что позволит с большим успехом решать любые возникающие задачи. Особую актуальность знания этапов развития организации приобретают в условиях быстрорастущей конкуренции и возникающей вследствие этого необходимости к оперативному реагированию и перестройке принципов функционирования.
Автор: Александр Леонов
ЗАКАЗАТЬ ТРЕНИНГ «СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА — УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ НА САЙТЕ.